Программа-презентация учебно-терапевтической деятельности по методу Игротерапия («Психодрама на столе»).
Gametherapy Дмитриченко Розы.
Игротерапия (Психодрама на столе) - авторская технология «работы с игрушками», глубинная личностная психотерапия, где место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы «берут» на себя «игрушки». Спектр применения метода Психодрама на столе (Игротерапия) весьма широк и позволяет его использовать как в групповой, так и в индивидуальной клиентской работе. Метод Игротерапия адаптирован к любой этнической культуре, любому вероисповеданию и не накладывает никаких рамок для работы с клиентом. В учебно-терапевтическую группу, которая проводится в течение 3х лет с последующей супервизией выпускников в течение 1 года, могут быть допущены только специалисты в областях: психологии, педагогики, медицины и юриспруденции.
При разработке учебно-терапевтической и клиентской программы была заложена определенная последовательность проведения мастерских (workshop). Этот подход обеспечивает от мастерской к мастерской уточнение, подтверждение и углубление диагностики и терапии участников индивидуального или группового терапевтического процесса.
При формировании группы, важно каждого потенциального участника предупредить о том, что во время работы мастерской будет производиться видеозапись с последующим ее анализом ведущим мастерской - Розой Дмитриченко. Результат анализа записи будет учтен при подготовке к следующей мастерской.
Таким образом, мы Вам предлагаем следующую программу, которая состоит из 12 мастерских.
МАСТЕРСКИЕ:
Мастерская 01: «Архетип Курицы. Поймать или не поймать – таков вопрос»;
Мастерская 02: «Роковые Яйца»;
Мастерская 03: «Потерялся Кот Вася»;
Мастерская 04: «И днем и ночью Лев ученый все ходит по цепи кругом»;
Мастерская 05: «Грязные танцы»;
Мастерская 06: «КАЙот»;
Мастерская 07: «Крокодил не пятится»;
Мастерская 08: «Яд одной Лягушки может убить Ягуара»;
Мастерская 09: «Королевство кривых зеркал»;
Мастерская 10: «Близнецовый эффект»;
Мастерская 11: «Толстый и Тонкий»;
Мастерская 12: «Взрослые дети».
Ниже представлены подробные аннотации мастерских.
Мастерская: «Архетип Курицы. Поймать или не поймать – таков вопрос».
Физический и психический образ курицы настолько прочно вошёл в наш обиход, что невольно оказывает воздействие на личность человека, формирует его чувства, мораль, миропонимание. Несомненно влияет на взаимоотношения индивида с другими людьми и, таким образом, на всю его судьбу. Мимоходом, искромётные, лаконичные, как проказа, определения: чудо в перьях, глупая, мокрая, грязная, варёная, щипаная, драная курица – оказываются определяющими в построении жизненного сценария, только по законам куриного сообщества, а не человеческого.
Если на запись в тетради, сделанной ребёнком с психоорганическим синдромом, в виде длинной прерывистой линии, кое-где украшенной загогулинами, последует, вслух или про себя, комментарий взрослого: “Как курица лапой!” – то даже беззлобная оценка такого почерка в куриной формулировке не только усугубит имеющиеся психофизические проблемы, но и предопределит его жизнь по заданной куриной программе: тухлой, дохлой, забитой, заморенной, замороженной курицы. Устойчивые выражения, связанные с именем курицы, стали бессменными спутниками нашей речи. Они делают общение лёгким и непринуждённым, достигающим полного взаимопонимания. Всё понятно про того, кто скурвился, у которого денег куры не клюют, а он тем не менее, курам на смех, как кур во щи. Если “курица не птица, женщина не человек”, то ей лучше бежать, но не слишком быстро, чтобы доказать обратное. В огромный кластер можно объединить тех, кто с куриными мозгами, с куриной слепотой, походкой, прытью, взглядом. У них обязательно будут проблемы с их куриным помётом, потому что они к своим жизненно важным органам относятся, как к куриным потрошкам.
Судьба золотоносной курочки-рябы достойна не одного тома для её жизнеописания в назидание тем, у кого дети всмятку. Понятно, что новоявленное психосоматическое куриное чудо, может действовать как созидательно, так и разрушительно. Созидательно, когда Курица вдохновляет на новые идеи, и разрушительно, когда эти же сами идеи застывают и припятствуют любому развитию. Невероятно просты, по-куриному, те, которые всегда клюют. Могут заклевать до смерти. Те, которые клюют всегда и затревоживаются до невероятных физических размеров. Те, которые быстро клюют, трансогенно, эффективно забывают то, что им не хочется помнить. Совсем не скучно тем, которые постоянно клюют всех и вся, оттачивая своё мастерство уничижения, а порой и уничтожения тех кур, кто по их мнению не достоин принадлежать к избранному куриному сообществу.
На куриной модели, на психодраматическом столе, с помощью игрушек, будут рассмотрены теоретические и практические аспекты достижения изменений во многих жизненно важных областях человека.
Мастерская: «Роковые яйца».
Не так страшен рок, как его «малюют», особенно, если он, некогда незримый, но устрашающий, принимает доступные и привычные всем с детства формы и очертания игрушек. И вот, этот роковой преследователь уже у нас на ладони. На ладони человека, который до этого момента все свои неудачи и болезни связывал только с судьбой и наследственностью. Теперь он получил возможность связать их с игрушками, и, как когда-то в детстве, «поиграть» с ними, и с помощью психотерапевта понять, а возможно и изменить линии своей судьбы.
Итак, «роковые яйца» с игрушками внутри – это не только символ рока, но и его противоядие.
Мастерская «Потерялся Кот Вася».
Мастерская посвящена психотерапии зависимостей.
«Коврик» любить нельзя, об него вытирают ноги. Чем больше и чаще рядом «свиное рыло вместо лица», тем больше коврик.
«Поганое корыто всегда счастливое» - метафора взаимоотношений зависимого и созависимого. Жизнь созависимого, на фоне пика проявления последствий поведения зависимого, подобна переживаниям штрафбатника, идущего по минному полю.
Какова должна быть точка кипения «коврика», чтобы, превратившись в «ковер-самолет», вылететь из обоюдно-удушающих взаимоотношений?
На кошачьей символической модели будут рассмотрены теоретические и практические аспекты преодоления патологического симбиоза зависимых и созависимых. Будет предложен определенный выход обретения свободы людьми с аддиктивным поведением.
Сквозь призму «котовасии» проблема зависимостей выглядит не столь травматично и безысходно как в приведенной ниже строфе из А. Барто:
Ты что на скамейке
Сидишь, как чужая?
А Катя сказала:
Я жду урожая.
Мастерская «И днем и ночью Лев ученый все ходит по цепи кругом».
Главный лозунг этого персонажа: «Скорее, а то не успею!» Его любимое слово: «Надо!» Он участвует в любой активной деятельности: физической, речевой, мыслительной. Главный его постулат – результат должен быть немедленно.
Торопясь таким образом жить, он эффективно борется против конструктивности и главных целей.
У него нет свободного времени ни для истинного дела, ни для отдыха. Из-за этого его список психосоматических заболеваний постоянно пополняется, и никакой перспективы избавления от него. Сокращение психосоматики не возникает не только по причине нехватки времени, но из-за избытка суетливости во всем укладе жизни. Его сопутствующая навязчивость: «Общество не любит пассивных». Он не может доделать ни одного начатого дела, не выполняет обещаний, соответственно, не получает поддержки от внешнего и, главным образом, от своего внутреннего мира.
В результате этой деструктивной кипучей деятельности возникает депрессия, одним махом «решающая» все его проблемы. Типичные сопутствующие заболевания неутомимого: тик, неврозы, тиреотоксикоз, болезнь Паркинсона.
Мастерская «Грязные танцы».
Мастерство танца, искусство пластических и ритмических движений, заключается в том, чтобы движения партнеров были определенного темпа и формы, исполняемые в такт музыки.
Несоблюдение этих правил, чаще, неспособность их воплотить, превращает танец жизни в танцульку, в болезненное топтание на месте.
Сменяющие друг друга партнеры клонируются не только внешне-поведенчески, но и зачастую в именах.
Изменение пола, сексуальной ориентации не дают видимых результатов.
Попытка уйти от патологического семейного танцевального рисунка может увенчаться успехом, если «танцевать от печки».
Танцевальный рисунок «гармонии» и «дисгармонии» сексуальных отношений будет исследован и воплощен на предложенной мастерской.
Мастерская «КАЙот».
На мастерской будут обсуждены: диагностика, причины, условия возникновения нарциссического расстройства личности, патологического нарциссизма и психотерапия сексуальных проблем, типичных для нарциссических субъектов.
Мастерская «Крокодил не пятится».
Секс по принуждению. Различные формы сексуальной агрессии. Изнасилование – как проявление ярости и силы.
Жертвы насильников – уязвимые, неуверенные субъективно и объективно одинокие. Насильник совершает насилие не для получения сексуального удовольствия, а для того, чтобы получить власть над жертвой. И если она дает агрессору ощутить эту власть, то он действительно выиграл.
Инцест – по латыни «нечистый» или «грязный». По имеющимся оценкам, число случаев использования детей в сексуальном плане, совершаемого их родителями или опекунами, достигает 50 000 в год.
Существует список факторов, повышающий вероятность сексуального использования или растления детей:
- наличие отчима;
- негативное, ханжеское отношение матери к сексу (запрет на обсуждение сексуальной темы; строгие наказания за мастурбирование);
- низкий уровень образования матерей;
- плохие отношения с матерью;
- наличие скупого на ласки отца;
- бедность;
- отсутствие у ребенка близких друзей.
Насилие в любой его форме – преступление против личности, которая долгие годы продолжает испытывать чувство вины, стыда, гнева или неуважения к себе. Человек, перенесший сексуальную агрессию, может испытывать всякого рода проблемы или трудности при попытках создания интимных отношений.
Фурункулез, язвенная болезнь, вегето-сосудистая дистония, гипертония, инфаркт, инсульт, мигрень, болезни зависимостей – то малое, что может беспокоить человека, охваченного неотреагированной агрессией.
Мастерская «Яд одной Лягушки может убить Ягуара».
Жабьи глазки смертоносны своей завистливостью. «Жаба давит» – про скупость, характерную земноводной.
Убежденную жабу достаточно легко распознать. У нее малоприятный внешний вид, едкие кожные выделения, скрытный образ жизни, любовь к сырости и тени (по В.М. Гаршину). «Она не радуется ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде» (В.М. Гаршин). Прямое и переносное чавканье в болоте – удел жабы. Меланхолия, безнадежность, скептицизм, сомнение и уныние движут ею всегда.
С жабой лучше не связываться, ибо это ничтожное – смертоносно и способно своими интригами обеззащитить и обеспомощить кого угодно. Только она может выразить ярость, не улыбаясь. Любые эмоции, энтузиазм, инициативу и энергетику, она поглощает полностью, никак при этом не меняясь. Для нее мир – как безжизненная пустыня или зловонное болото. Внешне – неагрессивная, безынициативная, но чутко реагирующая на любую энергетику.
Обожает логические аргументы, чтобы, педантично выслушав их, добить врага фразой: «Не убедительно! Не вдохновляет! Глупости!».
Ее жизненная позиция – все подвергать сомнению и обесцениванию. Она искусно обеспечивает скорый тотальный провал любого начинания или проекта, не оставляя места надежде, удаче и счастью. Таким образом она доводит человека до глубокой депрессии и отчаяния, а порой и до самоубийства.
Проблемы, характерные для обсуждаемой персоны: астения, остеохондроз, радикулит, артриты, кожные заболевания.
Воскресение, возрождение, перерождение, и выздоровление «жабы (лягушки)» от психофизического паралича возможно, если использовать для этого ее же ядовитое сознание, безошибочно указующее туда, где радостно, чисто и прекрасно. Клин – клином.
Рецептов спасения от нее – множество, но самый главный, универсальный – полное духовное, эмоциональное и ментальное игнорирование ее. Лучше зажечь свечу, чем проклинать темноту.
Мастерская «Королевство кривых зеркал».
«Ложь настолько празднична, хорошо одета, ярка, многословна, убедительна, она почти всегда побеждает».
М. Жванецкий
Сознательное искажение внутренней и внешней реальности, как оказалось, является меньшим злом по сравнению с бессознательным механизмом лжевосприятия жизни.
Приукрашивание, идеализация, святая ложь, миф, легенда, ложь во спасение, интриги, умалчивание во избежание дополнительных неприятностей и наказания – вот неполный список уловок бегства от правды жизни, или создание псевдо реальности для облегчения жизненных тягот. В результате возникает субъективно-искреннее, фрагментарное, суженое, искаженное видение мира, ломающее жизнь не только хозяину придуманных куплетов, но и, к сожалению, его ближайшему окружению.
Очевидное несовпадение картинки со звуком куплетист будет либо настойчиво отрицать, либо отстаивать свою лжеверсию, либо объяснит свою ошибку случайностью, нехваткой информации, умышленным заблуждением, созданным кем-либо.
Он постоянно корректирует точку зрения на происходящее для уменьшения субъективного вреда и неприятностей на данный момент.
Отводить глаза себе и другим от своих актуальных проблем – его особенность, благодаря которой для социума он становится слегка «чокнутым», застрявшим на собственных идеях, догмах, неспособным к восприятию чужих взглядов и мыслей. Тогда добро начинает ему казаться злом, путь вверх – путем вниз.
Если способность критической оценки полностью отсутствует, то баснописцу угрожает заболевание из довольно тяжелого психосоматического ряда. Астма, потеря рассудка, болезни зависимостей, иммуно-дефицитные и аллергические заболевания, тяжелые формы поражения кожи – логическое завершение привычки самообманываться, полученной от предков.
Цель мастерской: изменить восприятие о прошлом, сокрушив мифы и легенды предков, помочь начать жить в настоящем и будущем по-новому, по иным законам построения межличностных отношений и отношений с самим собой.
Мастерская «Близнецовый эффект».
«Дети, одновременно рожденные одной матерью» – толковое определение из словаря русского языка про биологических близнецов.
Весьма сомнительное утверждение одновременности появления их на свет оказалось полезным в исследовании феномена близнецового эффекта, который возникает и существует, как выяснилось, между людьми, объединенными общим, «родственным» только для них признаком. Быть или не быть вместе – ведущий лейтмотив в их болезненных, амбивалентных отношениях.
Они рядом не благодаря, а вопреки, и не вопреки, а благодаря. Укрепление «близнецовой пары» происходит за счет обоюдного отождествления себя друг с другом и стремления не отличаться друг от друга.
Субъективное восприятие себя внутри пары, как члена ее, а не отдельной личности, делает их жизнь рядом тяжелой, а разлуку невозможной. «Близняшки» угадываются в их антагонизме и в наличии у них сакраментального общего.
Единоутробность «двойняшек» мешает их социальной адаптации и служит ощутимым тормозом в личностном развитии каждого из них. Известны случаи подобно феномену сиамских близнецов, когда второй из них развит настолько архи-частично, что становится паразитическим близнецом в прямом и переносном смысле.
В этом варианте, соблизнец-паразит, подобный родимому пятну, приговорен к пожизненному существованию с телом и душой хозяина.
Тем не менее, раскол близнецового тандема при необходимости все же возможен, дает ощутимые позитивные результаты.
Исследование и решение описанного близнецового феномена будет проведено на психодраматическом столе с помощью «игрушек».
Мастерская «Толстый и Тонкий».
Слоны и бараны помнят зло практически всю жизнь. Но их достоинство в том, что они могут и мстят своим обидчикам при первой подвернувшейся возможности. Не сохраняет психофизическое здоровье тем, кто помнит зло, но не мстителен да еще и гордится этим. Еще труднее тем, кто помнит зло телом, но не узнает, не знает или не помнит своего обидчика. Аллергия, диабет, нарушение обмена веществ, аменорея, компульсивные и сексуальные расстройства, тревога и депрессия - то, что сопутствует излишнему и недостаточному весу в той или иной мере и степени.
Многолетние попытки проглотить психическое несъедобное, сознательный или бессознательный отказ это глотать, ведут к нарушениям в поведении, связанном с едой. Конечно, неврогенная булимия и неврогенная анорексия являются производными от состояния, обычно начинающимися в подростковом или раннем возрасте.
Именно этому «несъедобному» аспекту важно уделить первостепенное внимание в программе коррекции веса. Второй аспект работы должен быть направлен в русле определения размеров материально духовных потребностей или наличие таковых, чтобы либо сократить их объем и аппетит, либо увеличить соответственно.
Третий аспект должен быть посвящен тактичному и ласковому поиску компромиссов при поддержании в приличном состоянии внешнего вида и настроения. Совет избегать трудных неисполнимых желаний, ситуаций, ведущих к отчаянию, депрессии, стрессам и дистрессам. При естественном возникновении печальных ситуаций не игнорировать их, а полноценно эмоционально включаться. Обеспечение психотерапии выхода из роли жертвы, мешающей воплощению программы коррекции веса. Четвертый аспект включает разработку индивидуальной диеты, учитывающей психофизические особенности человека. Важное требование программы: исключение табакокурения, алкогольных и наркотических веществ.
Мастерская «Взрослые дети».
Дитя Взрослого обнаруживает себя перед праздниками. Особенно оно уязвимо и его не спрятать в день своего рождения и перед Новым Годом.
У каждого эти «дети» разные и уникальные в своем проявлении. Но едины в одном. Они все ждут и надеются. Во время периода ожидания чуда играют в свои взрослые игры, в которые невольно вовлекаются и включаются их биологические подрастающие детки, таким образом оказывающиеся в клетке нераскрытых тайн и нерешенных проблем своих предков.
Невзрослость Взрослых является одной из главных причин развития нервно-психических заболеваний: неврозов, психосоматических расстройств, нарушений развития и поведения, алкоголизма, психопатий, шизофрении, психогенных депрессий на невротическом уровне.
Семейная психотерапия является областью психотерапии, охватывающей изучение семьи и воздействие на нее с целью профилактики, диагностики и лечения заболеваний, а также последующей социально-трудовой реабилитации.
Мастерская будет построена в направлении исследования семейных факторов развития нервно-психических заболеваний. Для этой цели особое внимание будет уделено работе с внутренним ребенком «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (МФ18, 3).
Практическая часть мастерских в обязательном порядке будет подкрепляться теоретической базой.
Модели диагностики, лечения, профилактики и реабилитации в рамках метода Игротерапия (Психодрама на столе) явились результатом изучения опыта таких чародеев терапии как К. Г. Юнг (аналитическая психология); Милтон Эриксон (стратегическая психотерапия); Вирджиния Сатир (семейная терапия); Р. Бендлер и Д. Гриндер (нейро-лингвистическое программирование НЛП), обобщившие опыт предыдущих; Лесли Камерон-Бендлер (эффективная психотерапия сексуальных проблем и трудностей во взаимоотношениях); Я. Л. Морено (классическая психодрама); Э. Фромм (экзистенциальная психотерапия); Ф. Перлз (гештальттерпия, телесно ориентированная терапия); Р. Ассаджиоли и П. Ферручи (психосинтез); З. Фрейд, Д. В. Винникотт; Д. Сандлер, К. Дэр, А. Холдер (техники психоаналитической терапии), Р. Урсано, С. Зонненберг, С. Лазар (психодинамическая психотерапия); М. Люшер (сигналы личности, язык цвета); П. Экман (Психология лжи); А. Пиз (Язык жестов); Терапия творчеством (арттерапия), т.е. использование изобразительного искусства и игр с целью коррекции невротических отклонений в поведении; Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева (сказкотерапия); И. В. Добряков (игра в семейной психотерапии); С. Гроф (трансперсональная психотерапия); В. Я. Позешкиан (позитивная психотерапиия); Я. Корчак (гуманистическая педагогика); Э. Берн (транзактный анализ).
Главной целью перечисленных техник, используемых в психокоррекции, является изменение поведения и сенсорной реакции человека, расширение его внутреннего опыта восприятия, появление новых способов мышления, чувствования, а значит его возможностей.
В 1982 году Ч. Шеффер и К. О’Коннер основали Ассоциацию Игровой терапии (Association for Play Therapy). Двумя основными принципами международной ассоциации игровой терапии стали эклектичность и мультидисциплинарность (Добряков И. В. Игра в семейной психотерапии. Журнал практической психологии и психоанализа, #1 март 2006 г. (Глава из книги «Системная семейная психотерапия» Под ред. Э. Г. Эйдемиллера, серия «Практикум по психотерапии», «Питер»). Необходимо отметить, что любая психотерапия в рамках мультидисциплинарности может принимать разные формы, близкие к анархической, то есть неконтролируемой деятельности. Анархия, как понятие, означает безначалие, безвластие или отсутствие власти любого вида управления и полный беспорядок. Особенностью метода Психодрама на столе (Игротерапия) является педантичное ведение психотерапевтического процесса игротерапевтом, в котором движение задает клиент.
Роза Дмитриченко.
[Иллюстрации: Франс Снейдерс. Птичий концерт; Вечеллио Тициан. Адам и Ева; Луис Уильям Уэйн. Кошки; Рембрандт Харменс ван Рейн. Похищение Ганимеда; Паоло Веронезе. Венера и Марс с Амуром и лошадью; Микеланджело Меризи да Караваджо. Нарцисс у ручья; Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Сатурн, пожирающий сына; Антонис ван Дейк. Бегство в Египет; Питер Пауль Рубенс.Венера перед зеркалом; Рафаэль Санти. Мадонна Импаната (деталь); Рембрандт Харменс ван Рейн. Даная; Бартель Брун. Портрет человека с тремя сыновьями.]