Психоаналитики Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд и Мелани Кляйн в психоанализе детей использовали игрушки и не были игротерапевтами. Скорее этот вид работы (игровой терапии) можно предположительно причислить к Play therapy (игровая терапия).
В книге «Психология бессознательного» включены крупные работы австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда, создавшего оригинальную систему анализа душевной жизни человека. В главе «Анализ фобии 5летнего мальчика» доктор З. Фрейд подробно описывает процесс излечения юного пациента. Сам Зигмунд Фрейд во введении этой главы искренне благодарит отца за помощь, которую тот оказал в процессе психоанализа его сына. А именно, за подробные наблюдения за игровой деятельностью маленького пациента для последующего ее анализа при встречах с ним.
Захаров А.И. в своей книге «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» подчеркнул, что использование с профилактическими целями игры, рисования, индивидуальных контактов с воспитанниками, а также беседы с их родителями помогают решать задачи укрепления здоровья детей, правильного формирования личности растущего человека.
Имя Я.Л. Морено стоит в одном ряду с именами З. Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, так велико его влияниие не только на психологию и психотерапию, но и на современную культуру в целом. Врач-психиатр Я.Л. Морено создал «Психодраму», которая в сновном известна как специфический психотерапевтический метод, который в своем арсенале имеет обширный набор эффективных идей и техник, в том числе и ролевые игры. Ролевая игра – по Я.Л.Морено выполняет преимущественно педагогическую функцию, поэтому ее называют также педагогической ролевой игрой. Важно отметить, что Морено в игровом действии почти никогда не участвовал, практически все психодраматерапевты, вышедшие из школы Морено, также не берут на себя игровые роли в Психодраме, зато в случае необходимости вмешиваются в психодраматическое действие в качестве дубля.
Использование игрушек в психолого-педагогической или в психотерапевтической практике не является достаточным условием для того, чтобы быть причисленным к авторскому методу под названием Игротерапия (Gametherapy), родоначальником которого является Дмитриченко Р.Н. со времен середины 80х годов.
Игротерапия, как метод, был озвучен и воплощен в 1992 году на спецкурсе по психологии в частном Университете для будущих преподавателей-искусствоведов.
В 1997 году с методом Игротерапии были теоретически и практически ознакомлены врачи на курсах повышения квалификации на кафедре гомеопатии при Академии последипломного образования врачей Минздрава РФ.
Профессиональное обсуждение метода было проведено в рамках секции Психодрамы Елены Лопухиной (Института Психодрамы и ролевого тренинга) по линии Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ППЛ) в середине 90х годов.
В 2005 году в Институте Групповой и Семейной Психологии и Психотерапии (ИГИСП) на учебной психодраматической группе Екатерины Михайловой была проведена мастерская по методу Игротерапии и впоследствии, осенью этого же года, в ИГИСПе был дан курс по авторскому методу «Методология диагностики психофизических проблем по программе Игротерапия» Часть I, с последующей выдачей сертификата (лицензия № 017529).
Литература:
- Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии. Журнал практической психологии и психоанализа, #1 март 2006 г. (Глава из книги "Системная семейная психотерапия" Под ред. Э.Г. Эйдемиллера, серия "Практикум по психотерапии", "Питер").
- Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено, издат. группа «Прогресс» «Универс», 1994г.
- Фрейд З. Психология бессознательного, издат. «Просвещение», 1989г.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка, издат. «Просвещение» 1986г.
- Материалы IV и V Международной научно-практической конференции ППЛ.
- Материалы I, III-VIII Московской конференции по психодраме.
Обучение методу Игротерапия («Психодрама на столе», Gametherapy) проводится только автором метода Дмитриченко Р.Н.
[Фотография взята из свободных источников.]
Оставьте комментарий и получите ссылку на свой сайт!