Главная / Рубрика Игротерапия / Статьи / Пост "«Семейные факторы в этиологии нервно-психических заболеваний»"

«Семейные факторы в этиологии нервно-психических заболеваний»

Опубликовано: Научно-теоретический и научно-методический журнал «Психодрама и современная психотерапия»: №3 2007 г.

Нарастает интерес к роли семейных факторов в этиологии нервно-психических заболеваний: неврозов, психосоматических расстройств, нарушений развития и поведения, алкоголизма, психопатий, шизофрении, психогенных депрессий на невротическом уровне. Семейная психотерапия является областью психотерапии, охватывающей изучение семьи и воздействие на нее с целью профилактики, диагностики и лечения заболеваний, а также последующей социально-трудовой реабилитации.

В норме семьи развиваются во времени своего жизненного цикла, а явления дистресса и психической паталогии появляются тогда, когда такой процесс развития нарушается (происходит задержка на одной из стадий развития). Когда-то симптомы рассматривались как свойства индивида, т.е. преморбид, конституция, реактивность, резидуальная органическая, церебральная недостаточность и др., независимо от социальной ситуации личности.

Тревога или депрессия являлись характеристиками психического и соматического состояния человека. Затем появилась идея о том, что симптомы являются выражением отношений между людьми и средством достижения некоторых тактических целей в отношениях с близкими. Вопрос теперь ставится так: чему служит приступ тревоги, если рассматривать его в контексте семейных отношений, отношений на работе или отношений с терапевтом? Сейчас в прогрессивных подходах в психотерапии принят еще более глубокий взгляд.

Симптомы появляются, если имеет место смещение или нарушение процесса развертывания жизненного цикла семьи или другой естественной группы. Симптомы являются сигналом о том, что семья испытывает трудности при переходе с одной стадии развития на другую. Например, приступ тревоги у молодой матери, возникший сразу после рождения ребенка, говорит о том, что эта семья не в состоянии перейти на стадию выращивания детей.

Клиницист, желающий понять естественное развитие «нормальной» семьи, чтобы построить на этом свою психотерапевтическую стратегию, обнаруживает лишь свое невежество, и работает, имея на плечах груз мифов о том, какими «должны быть» семьи. Хотя от него требуется толерантность по отношению к различным вариантам образа жизни семьи, и вместе с тем - общий взгляд на процессы развития семей, который направлял бы его поиски кризисной точки развития.

Итак, целью психотерапии является помощь в преодолении кризиса, перехода с одной стадии жизненного цикла семьи на другую. Если молодой человек достиг определенного возраста, а семья не может освободить его, у него могут появиться симптомы болезни. Применение лекарств в данном случае избавит от забот, сделает ситуацию хронической как для молодого человека, так и для семьи. Следует же стремиться в терапии к тому, чтобы освободить человека от ограничений, накладываемых социальной организацией.

Симптомы обычно появляются тогда, когда человек находится в невыносимой для него ситуации и пытается из нее вырваться. Симптом нельзя вылечить, не создав базовых изменений в социальной ситуации человека, освободив его тем самым для роста и развития. Приступы тревоги, являющиеся следствием ограниченности межличностной ситуации, не могут быть устранены, пока психотерапевт не поможет пациенту найти и осуществить новые жизненные выборы. Краткое рассмотрение стадий жизненного цикла семьи еще более прояснит стратегию семейной психотерапии.

I стадия. Период ухаживания.

Существует определенный период для того, чтобы индивид определил свое положение относительно других индивидов и выбрал себе пару. Молодой человек, которому за 20 и у которого нет подруги, будет девиантом по сравнению со своими сверстниками, которым процедура ухаживания знакома уже в течение нескольких лет.

Дело не только в том, что неопытный юноша не учится взаимодействовать с противоположным полом, а в том, что у него не возникают соответствующие физические реакции.
То, как ведет себя подросток, чтобы оставаться адаптированным в семье родителей, может мешать, ему адаптироваться в группе сверстников. В сущности, это та же самая проблема, что и отнятие от груди: этот процесс не окончен, пока ребенок не окажется вне дома и не установит близкие связи с людьми не из своей семьи. Длинный период взращивания человеческого детеныша скорее наводит его на мысль о том, что он никогда не покинет дом, нежели готовит его к самостоятельной жизни.

Говорить с подростком о возможности иного образа жизни - все равно, что говорить с узником о том, как он мог бы использовать свою свободу. Задача здесь состоит в том, чтобы определить природу ограничений, препятствующих тому, чтобы молодой человек начал вести более сложную и интересную жизнь. Часто это невозможно определить, не встретившись со всей семьей.

II стадия. Брак.

Цель некоторых браков может привести к тому, что нарушения семейной жизни начнутся с первых моментов существования семьи. Например, молодые люди, поженившиеся главным образом потому, что не хотели больше жить дома, могут обнаружить, что раз они поженились, то цель брака достигнута, и основания для него исчезли.

Жизнь в родной семье, в которой мы родились и выросли - это наиболее мощное переживание, определяющее всю дальнейшую жизнь. Человек, физически покинув свою «детскую» семью, не расстается с ней эмоционально и неизменно будет воспроизводить всю динамику первой семьи во вновь созданной, с грузом неразрешенных конфликтов, возможно, психотравмирующих паттернов поведения и взглядов на воспитание детей, от которых при вступлении в брак искренне хотелось избавиться.

Одна из наиболее важных и трудных задач в индивидуальной психотерапии - сохранить эмоциональную отстраненность от этих ранних семейных сценарных влияний, помочь освободиться от них. К сожалению, бессознательное желание разрешить детский семейный конфликт определяет зачастую, выбор партнера. Деспот мать, деспот жена. Деспот отец, деспот муж.

На большинство решений, которые принимаются молодой парой в ранний период совместной жизни, влияет не только их опыт, вынесенный из родительской семьи, но и актуальные связи с родительской семьей. Обильная помощь может повредить так же, как и жесткая цензура. Если родители продолжают поддерживать семью в финансовом плане, это может служить скрытым или явным указанием на то, что они имеют право контролировать образ жизни молодой семьи. У жены, чей муж не может предотвратить вмешательство своей матери в дела семьи, могут появиться симптомы, и это будет одним из способов, с помощью которых она может приспособиться к данной ситуации.

III стадия. Рождение ребенка и взаимодействие с ним.

Для многих пар период ожидания и рождения ребенка очень приятен, для других же этот период чреват стрессами, которые принимают различные формы. У жены могут начаться эмоциональные нарушения во время беременности, или могут возникнуть таинственные болезни, которые способны помешать доносить ребенка до положенного срока, или же после рождения ребенка супруги начинают вести себя странно и непредсказуемо. С рождением ребенка автоматически образуется треугольник. Многие проблемы родители теперь начинают решать через ребенка: он становится и козлом отпущения и оправданием новых проблем, равно как и старых, до сих пор нерешенных.

Проблемный ребенок (helреr) - носитель симптома семьи, помогает решать ее дисфункции. «Плохой» сын, с утра до поздней ночи громко слушающий музыку, делает услугу родителям, у которых сексуальная дисгармония... Шизофрения у отца, а дочь с готовностью «берет» себе его симптомы, не без помощи первого. Симптоматика ребенка - это адаптационный механизм, помогающий жить в данной среде.

Подобная шизофреногенная семья может помочь ребенку, начав лечить индуктора раскола между мышлением, эмоциями и поведением.

Если ребенок играет в треугольнике подобную роль, то когда он вырастает и пытается покинуть дом, возникает кризис, поскольку супружеская пара (молодая) оказывается перед необходимостью взаимодействовать друг с другом непосредственно, без ребенка, игравшего роль инструмента. И вновь актуальными становятся проблемы, которые не были решены в свое время, давным-давно, еще до рождения ребенка.

Во многих случаях, брак заканчивается поспешно из-за беременности. В этом случае молодые люди вообще не имеют опыта жизни вдвоем. Если ребенок становится единственным оправданием брака, то его обвиняют во всех внутрисемейных конфликтах. Если в этот период возникает стресс, то он часто выливается в форму симптомов, от которых страдает один из супругов, однако часто выясняется, что лечить надо не того человека, который страдает от симптомов. Болезни жены могут быть просто реакцией на мужа, который в связи с предполагаемым появлением ребенка чувствует себя как в ловушке.

Каждый новый ребенок изменяет общую ситуацию - вместе с ним появляются новые проблем, равно как и актуализируются старые.

В связи с поступлением ребенка в школу родители впервые переживают тот факт, что он когда-то вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом. Именно на этой стадии структура семьи становится наиболее прозрачной для психотерапевта, так как вся она отражается в проблеме ребенка. Наиболее распространенная проблема состоит в том, что мать постоянно объединяется с ребенком против отца, протестуя по поводу его излишней строгости к ребенку, протест отца при этом направлен против того, что мать гиперопекает ребенка. В таком треугольнике (с гиперпротекцией, гиперопекой наряду с отвержением), родители стараются спасти ребенка друг от друга, предоставляя ему возможность объединиться с тем, с кем выгодно объединяться в данный момент.

Этот стереотип взаимодействия: препятствует созреванию, взрослению и половой идентичности ребенка, не позволяет матери отвлечься от проблем инфантильного ребенка и начать жить более продуктивно. Активно поддерживаемый симбиоз матери с ребенком часто служит гарантом от ее одиночества, бегства от «ненадежного» супруга. Описанная схема поведения, как реакция на неразрешенный в свое время конфликт между супругами, в двух разных семьях с различным по содержанию конфликтом, возник симптом - ребенок с клинической картиной трихотилломании и депрессии (периодически наступающая неспособность сопротивляться импульсам вырывать собственные волосы). После проведенной индивидуальной, семейно-групповой психотерапии, с участием в лечении дерматолога, без применения психофармакологических средств, были гармонизированы отношения между супругами, достигнут эффект контроля над импульсами, восстановление волосяного покрова головы, снята депрессивная симптоматика.

IV. Зрелая стадия брака. Взрослеющие дети.

Подростковый кризис можно рассматривать как внутрисемейный за поддержание прежнего иерархического порядка. Дочь подрастает и может представлять собой для матери женщину-соперницу, устойчивое отношение матери к дочери нарушается. Отец ощущает себя между женой и взрослой дочерью как в ловушке. Подобный же конфликт возникает тогда, когда мальчик превращается в молодого мужчину и отец должен взаимодействовать с ним, как со взрослым мужчиной. Возникающие в целях стабилизации симптомы могут возникнуть как у родителей, так и у детей.

V стадия. Отлучение родителей от детей.

Представляется, что люди чаще сходят с ума где-то в возрасте около 20 лет (манифестация шизофрении), то есть тогда, когда им предстоит покинуть дом, и тогда, когда семья дезорганизована. Юношеская шизофрения и другие тяжелые нарушения психики могут представлять собой способы разрешения проблемы на этой стадии жизни. Когда ребенок и родители не могут больше выносить изоляцию друг от друга, тогда эта опасная изоляция может быть устранена, если с ребенком начнет происходить что-то плохое. Становясь социально неприспособленным благодаря болезни, ребенок остается в кругу семьи. Родители могут продолжать использовать ребенка как источник несогласия, или наоборот, совместной заботы. И необходимость взаимодействовать друг с другом непосредственно отпадает.

Когда родители приводят подростка или юношу к психиатру, врач может сосредоточиться на нем и предписать ему терапию с госпитализацией. Если делается так, родители несколько успокаиваются, ребенок же проявляет свою болезнь в более острой форме. Эксперт, в данном случае, замораживает семью на данной стадии развития, привешивая ребенку «ярлык» и относясь к нему, как к пациенту. Родители теперь не должны разрешать свой конфликт и переходить на следующую стадию развития своего брака. Ребенок также не должен искать и устанавливать близкие взаимоотношения с кем-либо вне семьи. Ситуация остается стабильной до тех пор, пока ребенку не становится лучше.

Реакция родителей на его выздоровление будет направлена на то, чтобы прекратить столь «успешную» терапию и снова госпитализировать ребенка из-за рецидива, и семья вновь стабилизируется. По мере того, как этот стереотип повторяется, ребенок становится «хроническим больным». Задача истинно успешной терапии состоит в том, чтобы помочь отделиться ребенку от своей семьи, психологически стать свободным и, вместе с тем, продолжать оставаться связанным с ней определенными морально-этическими узами.

VI стадия. Пенсия и старость.

Проблемы со здоровьем возникают тогда, когда наступает конец активному образу жизни и тогда искусственно приобретается полезная функция - забота о другом. Например, если у жены появляется такой симптом как невозможность открыть глаза, то ее проблема диагностируется как истерическая. Ее симптом можно воспринимать как способ поддержки мужа в период кризиса, выхода его на пенсию. Он водит ее от врача к врачу и заботится о том, чтобы она жила нормально, даже будучи слепой. Когда жена стала поправляться, у него началась депрессия. Он снова ожил тогда, когда у нее случился рецидив. Окончанием историй болезни пациентов, т.е. успехом терапии в период ухаживания считается брак. В первые годы семейной жизни - рождение детей. На любой стадии жизни семьи критическим шагом развития является переход на следующую стадию жизненного цикла.

Каждый индивид находится в уникальном контексте, поэтому нельзя лечить с помощью одного метода, и психотерапевт должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к любой ситуации. Модели диагностики, лечения, профилактики и реабилитации явились результатом изучения опыта таких чародеев терапии как Милтон Эриксон (стратегическая психотерапия); Вирджиния Сатир (семейная терапия); Р. Бендлер и Д. Гриндер (нейро-лингвистическое программирование НЛП), обобщившие опыт предыдущих; Лесли Камерон-Бендлер (эффективная психотерапия сексуальных проблем и трудностей во взаимоотношениях); Я.Л. Морено (классическая психодрама); Ф. Перлз (гештальттерпия, телесно ориентированная терапия); Р. Ассаджиоли и П. Ферручи (психосинтез); З. Фрейд, Д. Сандлер, К. Дэр, А. Холдер (техники психоаналитической терапии), аналитическая психология К.Г. Юнга; Р. Урсано, С. Зонненберг, С. Лазар (психодинамическая психотерапия); М. Люшер (сигналы личности, язык цвета), терапия творчеством (арттерапия), т.е. использование изобразительного искусства и игр с целью коррекции невротических отклонений в поведении; С. Гроф (трансперсональная психотерапия); Э. Берн (транзактный анализ).

Главной целью перечисленных техник, используемых в психокоррекции, является изменение поведения и сенсорной реакции человека, расширение его внутреннего опыта восприятия, появление новых способов мышления, чувствования, а значит его возможностей. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия к тому, чтобы семья снова стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей.

Цели психотерапевтического лечения следующие:

  • Добиться разрешения или ослабления патогенного конфликта и тревоги внутри матрицы межличностных отношений;
  • Усилить (расширить, освободить от патологических стереотипов и перцептивных защит) восприятие и понимание членами семьи эмоциональных потребностей друг друга;
  • Способствовать некоторой нормализации ролевых связей между различными полами и поколениями;
  • Усиливать способность индивидуальных членов и семей в целом справляться с разрушительной силой и внутри, и в окружающей обстановке (восстановление механизмов саморегуляции системы);
  • Влиять на тождественность семьи и ценность семьи так, чтобы члены ее ориентировались на здоровье и развитие.

 

Роза Дмитриченко.

 

[Иллиюстрация: Питер Пауль Рубенс. Венера и Адонис.]

 

Метки текущей записи:
Оставьте комментарий и получите ссылку на свой сайт!

Разрешенные теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>